Игрушки для инклюзивных центров

Игрушки для инклюзивных центров

Уважаемые педагоги и родители!



    Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены вопросы использования развивающих игр и игрушек в инклюзивной практике с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Статья содержит обзор основных видов настольных игр, дидактических игрушек, направленных на коррекцию и развитие высших психических функций и качеств личности «особых» детей.

    Надеемся, что данная информация будет востребована вами при планировании и осуществлении коррекционно-развивающей работы с воспитанниками и учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

     Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

    Большое значение игры в развитии личности ребенка - дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новый уровень развития. Ребенок в игре осознает свое «я», учится действовать, подчиняя свои действия и определяя их в зависимости от цели.

    Игра является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желательна. Она является прототипом будущей серьезной деятельности.

Игра выполняет следующие функции:

  1. общее усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способность к сопереживанию, оказания помощи, к коллективизму и дружбы.
  2. познавательную - все сведения об окружающем мире ребенок получает через игры, познания социальных ролей.
  3. развивающую - осуществляется умственное и физическое развитие детей.
  4. развитие речи. В этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность языка и соотнесение двигательных функций и дыхания.


Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.


В зарубежной и отечественной педагогике выделяются основные направления использования игры:


  1. игра для всестороннего гармоничного развития личности;
  2. узко-дидактическая игра для обучения.


    В последние годы появилась тенденция превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные умственные операции и языковые навыки. Конечно, занятия с ребенком всегда полезны, однако нельзя допускать, чтобы с детства пропадала игра.

    Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работы с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (языка, умственной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

    Обычно многие считают, что развивающие игры - это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяют кругозор малыша и дают ему энциклопедические знания, способствуют обучению навыкам чтения и письма. На самом деле круг развивающих игр гораздо шире.


Роль игрушек в воспитании и обучении детей в инклюзивных центрах


    Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: развивающая предметная среда (игровые и развивающие предметы, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.) И содержательное общение со взрослыми. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи родителей, педагогов на всех этапах своего развития.


Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:


  1. Соответствие игры с возрастом ребенка;
  2. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  3. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  4. Учет структуры дефекта
  5. Соответствие коррекционной цели занятия;
  6. Учет принципа изменения видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными)
  7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.


    Указанным требованиям, в первую очередь, отвечают дидактические (развивающие) игрушки. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов ребенка. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком соответствующую определенного возраста учебную задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержание игры. Это могут быть задания на развитие восприятия, памяти, мышления, речи.




    Правильно подобранные по цвету, форме, величине, количеству, дидактические игрушки являются прекрасным средством развития детей с любыми нарушениями в развитии в любом возрасте и не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат мыслить. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка с ОВЗ на различные свойства предметов, научить его выполнять задания на подбор их по сходству и разногласия.

    Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

    Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. С помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно сделать группировки подобных или различаются по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

    Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними.


    Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо), знакомится с динамическими свойствами предметов.

    Итак, для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных способностей ребенка, формируют определенные умения и навыки. Они достаточно широко представлены на современном рынке игровых пособий.


    Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, доски с углублениями для укладки различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки; головоломки для развития образного, пространственного и творческого мышления.




    Особое место в коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазли, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, преподавания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

   Игрушки, которые предусматривают развитие личностной сферы ребенка, используются им в сюжетно-ролевой игре.
Это фигурки животных и людей, растений, предметы быта, профессиональной деятельности человека (набор доктора, повара, продавца), транспорт. Среди игрушек ребенка должно быть все, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов (в магазин, больницу, дом, гараж, детский сад).




    Это разнообразные игрушки, копируют реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машини, строительный материал. Для сюжетно-ролевых игр необходимы различные мелкие предметы, которые могут быть заменителями продуктов, лекарств, то есть все то, что понадобится ребенку для реализации сюжетного замысла. Очень хорошо, если взрослые позволяют ребенку использовать коробки, деревянные бруски, палки, камни - все, что так помогает в игре детям, к чему взрослые часто относятся как к ненужного мусора.

    В освоении социального мира, мира отношений между людьми могут помочь игрушки, предназначенные для театрализации: 
пальчиковые куклы, куклы-перчатки, настольный театр, с которыми можно разыгрывать разнообразные сюжеты. Здесь также могут использоваться конструкторы, представляющие собой тематические наборы: по сказкам, видам животных (домашние/ дикие), зонам проживания, типу поселения (село / город). С их помощью ребенок может разыгрывать разнообразные сюжеты, которые наблюдаются им в реальной жизни или является предметом его фантазий.



    Для полноценного развития малыша необходимы детские музыкальные инструменты: ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют развитию слухового восприятия и внимания, формированию речевого выдоха и профилактике заболеваний органов дыхания.




    Желательно также создать условия, в которых ребенок мог бы играть с водой, глиной, песком. Нельзя забывать и об игрушках для развития двигательных навыков. Это мячи разных размеров, кегли, стрелы и мишень для попадания в цель. Огромное удовольствие детям разного возраста доставляют игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком. Существует множество вариантов дидактических игр с мячом, способствующих формированию речевых и мыслительных навыков детей.


Рассмотрим наиболее распространенные типы настольно-печатных развивающих игр для детей раннего и дошкольного возраста.


Игры на узнавание и идентификацию предметов


    Настольно-печатные игры для детей от 1,5 до 2 лет представляют собой разнообразные картинки на плотном картоне и мягких кубах, полотнах, где один яркий узнаваемый предмет обычно служит для рассматривания и называния изображения предметов ближайшего окружения. Существуют тематические наборы карточек: «Мои игрушки», «Фигура и Предмет», «Животное и детеныш». Взрослый, играя с ребенком, кладет первую картинку, называя изображение, побуждает продолжать, активизируя и речевую деятельность ребенка.


Игры на классификацию


    Дети достаточно рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства (цвет, форму, величину). Этому способствуют игры, предлагаемые уже на третьем году жизни. Для усвоения основных цветов существуют игры Модники (собрать куклу на прогулку)..




    После четырех лет, когда знание основных цветов обогащаются оттенками, закрепляется их различение и называние, можно предложить лото «Расписания по цвету», «Радуга». Существуют различные игры-вкладыши с удобным способом удержания и вложения деталей «Что какого цвета?» , «Подбери по форме», «Большие и маленькие». Важно, что ребенок может сам проверить правильность усвоения и выполнения инструкции (при ошибке деталь не совпадает с прорезью). Не следует спешить, помогая малышу освоить способ вложения изображения, а дать возможность попробовать ребенку самому решить игровую задачу. Следует объяснить ребенку, в чем она заключается, предоставляя эмоциональную поддержку и словесную помощь в случае неуспеха, подсказывая, а при необходимости и показывая правильные действия.


Игры, развивающие образное мышление


    Развития образного мышления способствует проигрывание сказочных сюжетов, создание настольного зоопарка, фермы, и строительство и обыгрывание детской площадки. Наборы для этих игр существуют в различных вариантах: картонном, деревянном, пластиковом, которые дети охотно дополняют деталями собственного изготовления, проявляя инициативность и самостоятельность в работе, которые так необходимы при подготовке к школьному обучению.




Игры, формирующие готовность к школьному обучению


    Перед школой важно научиться следовать правилам, уметь копировать простое изображение (геометрическую фигуру, букву любого алфавита), действовать согласованно в едином темпе с группой сверстников. Овладеть этими необходимыми качествами помогут игры с правилами.


    Домино и лото «Где чья мама?», «Кто где живет?», «Кто что ест?» помогают детям шестого года жизни различать и называть овощи и фрукты, диких и домашних животных, взрослых животных и их детенышей, классифицировать их по месту проживания (живет в воде, на суше), способу питания, выделять транспортные средства (воздушный, наземный, водный, подземный). Такие игры помогают не только освоить классификацию предметов, но и понять связь между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, тренируют внимание, сосредоточенность, быстрота ориентировки.


    Такие настольно-печатные игры, как «Азбука» знакомят детей с буквами. Здесь необходимо, например, соотнести картинку и букву, с которой начинается изображен объект. «Больше чем Азбука» - это не просто настольная игра, а целый комплекс из нескольких мини-игр, которые позволяют познакомить ребенка с такими понятиями, как звук, буква, состав и слово.

    Следует помнить, что чем младше ребенок, тем крупнее должна быть изображение, а шестилетние дети любят мелкие картинки с множеством деталей. Такие игры-занятия способствуют развитию мелкой моторики, устойчивости внимания и усидчивости ребенка.


    Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей Составь цепочку»). В ходе игр кроме действий ребенок должен научиться давать обоснование своего выбора, основываясь на практическом опыте, учиться рассуждать.




    Подготовиться к решению математических задач поможет игра «Лото математика». Игровой материал состоит из 12 деревянных панелей размером 21х7,5 см, расчерченный на 5 секторов. На панелях размещены шесть видов счетных фигур в порядке увеличения их количества от 0 до 9. К панелям прилагаются 60 карточек размером 6х4 см с изображением цифр от 0 до 9. Счетные фигуры и соответствующие им цифровые карточки окрашены в 6 основных цветов: красный, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый, желтый. В процессе игры игровые поля необходимо закрыть цифровыми картами можно быстрее. В каждом секторе панели - разное количество предметов, от 1 до 9. Например, карточками с цифрами на голубом фоне надо закрывать сектора с изображениями геометрических фигур голубого цвета. Карточку с цифрой 5 - на сектор с пятью фигурами. На других панелях изображены цветы, косточки домино, представители животного мира, бусинки и закрашены доли круга.


    Запомнить части суток, дни недели, месяцы и времена года помогут игры «Круглый год», «Часы и Календарь». Времена года, месяцы, дни недели ... Как все это запомнить? «Больше чем календарь» делает сложное простым и понятным для каждого ребенка. В наборе вы найдете карточки из плотного картона и картонные фигурки. Изучают характер черты каждого времени года, время суток, ориентируясь на распорядок дня.




    Инклюзивное обучение - это потребность нашего настоящего и будущего. Она поможет учащимся с особыми образовательными потребностями более полноценно реализовать свой потенциал, учась в обычной школе. А в будущем у таких детей повышаются шансы найти работу, свое место в социуме, создать собственную семью. Детям с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста гарантированное законом право получать образование в инклюзивных группах дошкольных учебных заведений по месту жительства. В нашей стране активно развивается направление инклюзии в школах и ДОУ, а мы в свою очередь помогаем сразу ставить ее на европейских уровень.


    В процессе сотрудничества с инклюзивным-ресурсными центрами мы стали уделять повышенное внимание дидактическим материалами, методиками раннего развития детей, учебным конструкторам STEM и игрушкам для детей аутистов и детей с ограниченными возможностями.